FETISH?

 

            Пророка нет в отечестве своем. Вот и мы заразились повальной модой на фетиш. Видеоклипы с соблазнительно извивающимися девушками в латексе и лаке, кожаные амазонки в сапожищах, ошейниках и с плетками, каблучки, впивающиеся в склоненную мужскую спину… Что это? Репортаж из голландского квартала свиданий? Нет, просто час-другой в обществе канала MTV, MузТВ, FTV…

            «Фетишизм. Половое извращение, при котором объект, вызывающий половое влечение, - неодушевленный предмет (напр., волосы или детали туалета женщины)». Цитата из Большой Советской Энциклопедии 1977 года. Почему же столь неприглядное извращение становится столь популярным? Что это такое и откуда это все появилось? Так ли это ужасно и, если да, то почему?..

            Позволю себе изложить некоторые соображения человека, находящегося внутри исследуемой темы добрый десяток лет.

            Во-первых, разберемся с терминологией.

            Как известно, любой язык – живое существо, плод коллективного творчества, – никогда не является чем-то стабильным, застывшим; он мутирует и изменяется сообразно с потребностями общества, и иногда мы оказываемся в тупике, пытаясь прочесть устаревшее словосочетание буквально. Так, например, слово «возразить» использовалось в значении «ответить» еще Чеховым, которого вполне могли встретить на улице наши деды и бабушки. В последнее же время скорость жизни возросла настолько, что отцы зачастую не могут понять языка, на котором разговаривают дети.

            Изменилось и значение слова «фетишизм», хотя найти современное значение в справочной литературе пока непросто. В свое время я предложил отказаться от данного слова в характеристике современных явлений и предпочитаю называть их «фетиш», с ударением на первом слоге. Этот англицизм неплохо прижился в российском сегменте Сети и в дальнейшем я предпочту пользоваться именно им.

            Что же такое фетиш?

            Наиболее удачным, на мой взгляд, является следующее определение. Фетиш – использование неодушевленных предметов (как-то: одежды, обуви, аксессуаров, технических устройств и т.д.) для обострения эротических ощущений. Чувствуете разницу? Не предмет, вызывающий половое влечение, что действительно попахивает войлочными стенами дома скорби, а живой и прекрасный человек, подающий себя в изысканной обертке. Не извращение, от которого надо излечиться, а пряная приправа к интимной жизни.

            Разумеется, случаи классического фетишизма не редкость и сейчас, но статья все же предназначена для людей, наслаждающихся конфетой, а не фантиком.

            Откуда это взялось?

            Сексуальная революция шестидесятых годов открыла, в общем-то, одну, но большую америку: физическая любовь – не только средство репродукции, любовью можно и нужно наслаждаться без стыда и ханжества, точно так же, как и пищей, которая давно переросла роль простого источника энергии для организма. Естественно, став открытой темой, любовь стала и объектом творчества. Всплыла на свет древняя Кама-сутра, были «открыты» эрогенные зоны человеческого организма, не замедлили появиться многоумные трактаты о женском оргазме и способах максимально научного удовлетворения партнера. Само собой разумеется, прогресс не может остановиться, на то он и прогресс! Как первый хомо сапиенс отломил себе дубинку для более комфортного съема плодов с дерева, так и в интимной сфере началась эра техники. Фаллоимитаторы, биохимические афродизиаки, механические возбудители не заменяли партнера, а всего лишь добавляли остроты к давно распробованному блюду. Появилась целая индустрия, занимающаяся приправами к сексу, которая оккупировала огромный и неисследованный дотоле рынок. А рынок есть конкуренция! В конкурентной борьбе измышлялись и измышляются все новые и новые трюки и устройства, которые могли бы привлечь пресытившегося обывателя. На некоторые измышления современного инженерного искусства бывает просто страшно взглянуть.

            Пресыщение. Это бич любого прогресса, поскольку любой прогресс неизбежно тащит за собой рынок. Искушенного потребителя становится все труднее удивить, но это необходимо для насыщения рынка. А искушен практически любой, кто хоть однажды побывал на этом рынке. Вспоминается давнишняя карикатура из «Шпигеля»: парочка в цепях, коже и масках, телевизор с порнографической сценкой, и партнерша восклицает, показывая стеком на экран: «Ну прямо как животные!»

            Итак, с диалектикой рынка забав мы разобрались. Осталось понять, что же он предлагает.

            Описанные выше технические приспособления, на мой взгляд, трудно назвать предметами фетиша. Афродизиаки напрямую воздействуют на биохимию организма, минуя механизмы эротического возбуждения. Всевозможные вибраторы напрямую же раздражают рецепторы, ответственные за эрекцию. И то, и другое – скорее вставные челюсти, нежели приправы. Приправа оттеняет истинный вкус блюда, придает ему новизну и свежесть, не подменяя основные ингредиенты. И первой из приправ, появившихся, собственно, задолго до шестидесятых, является одежда.

            Позволю себе кратчайшее историческое отступление.

            Думаю, что кроманьонцы, выделывая шкуры для своих дам сердца, вряд ли задумывались о том, во что превратится тысячелетия спустя незатейливый кусок меха. Хотя могли бы, видя птиц и животных, которые в процессе эволюции всячески украшали своих партнеров: павлины носят роскошные хвосты, львы – потрясающей красоты гривы, и вовсе не из функциональных соображений, а для привлечения самок.

            Эволюция одежды, как и многих других вещей, диктуется эстетикой. Люди всегда хотели одеваться красиво, сплошь и рядом жертвуя функциональностью в угоду привлекательности, чего стоят одни викторианские корсеты-душители, стоячие мужские воротнички конца позапрошлого века или микроскопические юбочки середины семидесятых! И все эти изыски были искони направлены на то, чтобы подчеркивать достоинства человеческой фигуры и скрывать ее недостатки. Соблазнять. Однако до упомянутой выше революции слово «соблазн» читалось в негативном ключе, века строгих религий не позволяли людям демонстрировать свои желания. Даже в Советском Союзе секса еще не было. Зато когда он появился!..

            Невозможно открытые платья, умопомрачительной высоты каблуки, яркий макияж – каждая храбрая женщина водила за собой толпы поклонников, резко поднимая уровень тестостерона в мужской крови. Революция в текстильной промышленности – нейлон! Если при царе Горохе бравый гусар падал в обморок, увидев обтянутую нитяным чулком девичью щиколотку из-под многочисленных оборок платья, то сейчас любой мужчина может сколь угодно долго облизывать взглядом стройную дамскую ножку, изящно обрисованную невесомой тканью, которая, совершенно не скрывая форм, облагораживает их своей нежной поверхностью. Еще одна революция – лайкра! Теперь любая одежда может облекать фигуру не хуже чулка, показывая все то, что хочет показать носящая ее дама. Еще революция, еще, еще…

            И, наконец, предел. В конце прошлого века женщины имели возможность одеваться так, будто они обнажены. Все, что в  прошлом было сокрыто одеждой, выставлялось современной одеждой напоказ, на всеобщее обозрение. Исчезла тайна. Исчезла интрига. Исчез интерес. Всё уже поймано, прожарено, посолено-поперчено, прожевано, остается только проглотить ложечку унифицированной биомассы. Откровенно одетая дама выглядит скорее вульгарно, нежели привлекательно.

            Пресыщение.

            На которое в этот раз рынок среагировал своеобразным симбиозом индустрии моды и индустрии сексуальных игрушек. Вниманию потребителя предлагается огромный ассортимент одежды, которая может задеть свежую струнку в душе любого утомленного разнообразием человека. Белье из кожи, металла, меха, чулки и платья из латекса и пластика, футуристические костюмы из лайкры, ретро, хай-тек, ошеломляющее разнообразие бижутерии, обувь из стекла и металла - все, что душа пожелает. Вы можете украшать своего партнера бесконечно, меняя как перчатки не только зрительные образы, но и тактильные ощущения – пробовали ли Вы прикоснуться рукой к инопланетной «коже» одетой в латекс партнерши? Я уже не говорю о чулочной промышленности, выпускающей сотни тысяч совершенно различных по ощущениям, цвету и покрою изделий.

            В последние годы фетиш-мода стремительно вырывается за пределы спален, становясь в изрядной степени общественным явлением, новым витком моды как таковой – дерзкой, острой, иногда скандальной, но неизменно возбуждающей.

            Неизменно? Ну… пока не пресытимся и ею.

            Вот откуда взялась иллюзия фетиша как веяния века. Конечно же, ниоткуда он не взялся. Он был всегда – вспомните нашего гусара, который жил при царе Горохе, или африканского дикаря, кокетливо продевающего очередную косточку в мочку уха, или вышивающую кружевную подвязку средневековую мещанку…

            Да, фетиш не ограничивается одеждой, конечно. Для меня как дизайнера это всего лишь основная специализация. Есть люди, которых возбуждают влажные после душа волосы партнерши, кто-то впадает в экстаз от занятий любовью в роликовых коньках, а кто-то умоляет свою девушку вдеть сережку в крыло носа. Неисчерпаема фантазия человеческая.

            Хорошо ли это, плохо ли? Судите сами.

(c)2005, Марат Билялов aka SillyBilly aka cu6apum